Pages

Wednesday, February 9, 2011

Судьбу мою не заметет пурга...

Ссылка на статью

gazetazp.ru
 Память 
«Судьбу мою не заметет пурга...»
 
Как много потерь за последние месяцы... Не обо всех сразу узнали. И очень трудно было собраться с силами, чтобы помянуть на страницах «Заполярной правды» тех, кто друг за другом недавно ушел от нас, оставив свой неповторимый след в истории норильской культуры.
 
В декабре прошлого года не стало в Санкт–Петербурге фотохудожника
 
«Судьбу мою не заметет пурга...»
Владимир Малахов
 
. Он в 1975–м приехал в Норильск, более 20 лет трудился на комбинате, серьезно занимался фотографией, много экспериментировал с цветом. Выставлялся от Диксона и Норильска до Чехии и Голландии. В Центральном доме художника в Москве вместе с лучшими норильскими фотографами показал свои работы в честь 65–летия НГМК. С начала нового века жил в Питере, занимался творчеством, участвовал в выставках. Отказало сердце... В частных коллекциях по всему миру остались его экспрессивные, часто жесткие философские работы. Некоторые можно увидеть в альбоме «Палитра цвета никеля и меди», выпущенном Норильской художественной галереей.
 
«Судьбу мою не заметет пурга...»
Марина Михайленя
 
В начале января тихо ушла Марина МИХАЙЛЕНЯ. Она встречала зрителей в Заполярном театре драмы более 40 лет, с начала 1960–х. Маленькая, приветливая, веселая, очень аккуратная, с милой брошкой на блузке. Как стойкий оловянный солдатик, служила контролером–капельдинером до 80 лет, пока не слегла в 2006–м. В нашем городе она прожила с юности, около 60 лет.
 
Илья МАТВЕЕВ, который погиб во время теракта в Домодедово в 44 года, в детстве жил в Норильске, был театральным ребенком. Его мама — заслуженная артистка России Ирина Афанасьева – стала примой нашего театра, а в 1960–е играла на сцене Театра на Таганке, выходила в роли королевы Гертруды с Владимиром Высоцким в «Гамлете». О гибели сына ей в Норильск сообщила из Жуковского невестка Надежда, которая осталась с двумя взрослыми дочерьми. Сама Ирина Александровна давно и очень серьезно больна, живет в жутких условиях на улице Орджоникидзе, не может ухаживать за собой. Сил у знакомых не хватает, без серьезной помощи социальной службы не обойтись.
 
«Судьбу мою не заметет пурга...»
Валентин Ковцур
 
Недавно пришло известие, что на Дальнем Востоке в одиночестве скончался бывший актер Заполярной драмы, известный в прошлые годы ведущий «Клуба полуночников» Валентин КОВЦУР. Сразу вспоминаешь: белоснежный костюм с бабочкой, хороший юмор... Своим творчеством он принес радость многим норильчанам. Помяните маэстро добрым словом. Как и бывшего бутафора–декоратора нашего театра — искусного мастера Екатерину ЛУДИЩЕВУ, которой не стало в Ачинске.
 
И в среду, 9 февраля, будет 40 дней, как скончался в Москве поэт и писатель Михаил КОЛПАКОВ. Полвека назад он приехал в Норильск, работал в «Заполярной правде», «Огнях Талнаха», в отделе технической информации комбината, на телевидении. Он по первой специальности экономист, отлично знал жизнь комбината, сделал немало репортажей из его подразделений. В Норильске писал стихи, его пьесу «Пурга на пуантах» позднее поставили под названием «Город влюбленных» в Московском театре имени А. С. Пушкина и в Харьковском драматическом. С начала 1970–х он трудился в столичных газетах и журналах, вместе с режиссером Игорем Шадханом работал над знаменитым телефильмом «Снег — судьба моя». Он автор и составитель более десятка книг, посвященных нашему городу и его выдающимся людям. В соавторстве с Владимиром Лебединским вышла «Формула Завенягина». К 65–летию комбината он подготовил сборник «Мою весну не заметет пурга», в который вошли стихи самых интересных норильских авторов. Сюда он включил и свою «Балладу о норильском никеле»: «Стоит мой город на костях и на космическом металле...». И произведение «Норильлаг–1938»:
 
..Когда–нибудь потом, через века,
 
Я верю — состоится воскресение.
 
И в звездный час пощады и прощения
 
Великого вселенского греха
 
Судьбу мою не заметет пурга.
 
«Судьбу мою не заметет пурга...»
Михаил Колпаков
 
К столетию легендарного руководителя нашего комбината А. П. Завенягина он издал брошюру «Каждый умирает в одиночку». Известна и его книга воспоминаний «Мой Норильск».
 
Несколько лет назад Михаил Леонидович потерял любимую жену Ксению, которую в 1960–х встретил в Норильске, она работала в типографии комбината. Последнее время трудился над книгой о советском министре черной металлургии Иване Тевосяне. Не стало Михаила Леонидовича в первый день нового, 2011 года, после очередного инсульта. В минувшем октябре ему исполнилось 72 года. Пусть исповедальные стихи этого любившего жизнь и Норильск талантливого человека станут реквиемом всем ушедшим, верой и правдой служившим нашему городу.
 
Может быть, во Владимире,
 
может быть, в Петербурге,
 
Может быть, в Белоомуте — есть такой на Оке,
 
Оторвется душа моя — дай–то Бог, не в испуге,
 
И от тела от дряхлого уплывет по реке!
 
Пролети над Саратовом — там когда–то родился я,
 
Над Норильском покружится — там любил без ума.
 
Почему–то мне кажется, есть такая традиция,
 
Но не стану настаивать: разберется сама.
 
Все молитвы мои вряд ли многого стоили.
 
Не встречал привидения, не видал миражи,
 
И не вера в загробное, а земные истории
 
Подсказали мне версию о бессмертьи души.
 
Высоки снега...
 
8 февраля исполнилось бы 75 лет самобытной долганской поэтессе Евдокии АКСЕНОВОЙ.
 
«Судьбу мою не заметет пурга...»
 
Во всем мире ее знают как Огдо. Она собирала и изучала фольклор родного народа, вместе с норильским поэтом Валерием Кравцом создала долганскую азбуку. Поэзия Огдо в его переводах — это объяснение в любви Таймыру, труженикам тундры, талантливым и добрым долганским братьям и сестрам. Евдокия Егоровна, до своего ухода в январе 1995 года, не раз приезжала на творческие встречи в наш город. В детстве жила и училась в интернате при четвертой норильской школе. В «Заполярной правде» были опубликованы в 1969-м ее первые стихи в переводе Валерия Кравца. В Норильске у Огдо осталось немало друзей и поклонников ее самобытного таланта. Творчество Огдо Аксеновой знают и помнят в тундре, изучают в школе. Сборники ее произведений, в том числе и изданные при участии знатока долганской культуры Анны Барболиной и Валерия Кравца в Японии, хранятся в городских и домашних библиотеках. Некоторые из них — «Песни баргана», «Узоры тундры» — выставлены сейчас в библиотеке на Солнечном проезде, 2, на традиционной выставке «Мы календарь перелистаем».
 
Эта традиционная выставка недавно напомнила читателям и о 75–летии замечательной поэтессы Лиры АБДУЛЛИНОЙ. Она жила в Норильске три года, с 1964–го, после окончания Литературного института им. А. М. Горького. Работала в художественной редакции Норильской студии телевидения. Стихи ее публиковались в «Заполярной правде» и во многих других изданиях страны. Ее стихи любил и ценил замечательный красноярский писатель Виктор Астафьев. При жизни поэтессы увидели свет книги «Высоки снега» и «Пока горит пресветлая звезда». Посмертная книга Лиры Абдуллиной «Живите долго» вышла спустя 14 лет после ее кончины. В Старом Осколе, где поэтессы не стало в 1987 году, в ее честь организовали фестиваль авторской песни «Оскольская Лира».
 
Подготовила Ирина СЕРЕЖИНА

No comments:

Post a Comment